СРОЧНО В МАССЫ
  ВЕСТИ:  ЖДЕМ ПЕРЕМЕН!!!  МНЕНИЯ:  Почему уже более 14 лет мужское водное поло в стагнации? ЧЕМПИОНАТЫ:   Девушки на чемпионате мира лучшие!!!   ТРАНСЛЯЦИИ:    Закиров и Балашов - мнение!!!  МЫ  работаем ДЛЯ Вас !  Сайт "ИВАН" приветствует поклонников игры на воде!    Лига чемпионов .  "Казанский "Синтез" паоборится в Лиге чемпионов ...  СКОРО:  22 сентября - 26 сентября  ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Подгорице. Черногория.
 

« Архив »


Совсем недорого детская парикмахерская в москве для всех клиентов.   Выгодно гидра официальный https://hydracluboniontor.com/


Повышение квалификации тренерских кадров в водном поло

Фролов Сергей Николаевич


 

Имя: Фролов Сергей Николаевич
Должность: Главный тренер " СКИФ" Москва ( женщины )
Выпускник Государственного центрального ордена Ленина института физической культуры (1980)
Доцент Российской государственной академии физической культуры
Заслуженный тренер России (водное поло, 1996)
Главный тренер сборной женской команды России по водному поло (1992-1995, 1997-2000)
Главный тренер женской команды СКИФ, г.Москва (с 1983)
Главный тренер сборной молодежной команды России, серебряного призера первенства Европы (1998)
Подготовил 17 заслуженных мастеров спорта, более 30 мастеров спорта международного класса.



 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕНЕРСКИХ КАДРОВ В ВОДНОМ ПОЛО.

 

Фролов С.Н., РГУФК, г.Москва,

Чистова Н.А., РГУФК, г.Москва

 

Отечественная школа водного поло  по праву относится к числу ведущих   на международной арене. Завоевав первые олимпийские медали 50 лет назад (бронза на Играх ХVI Олимпиады), отечественные ватерполисты становились обладателями олимпийских медалей всех достоинств, чемпионами мира и Европы, обладателями всех европейских клубных кубков, победителями и призерами молодежных и юношеских первенств мира и Европы. Большинство из этих достижений приходится на советский период развития отечественной школы водного поло, которая представляла собой симбиоз различных направлений развития вида спорта в союзных республиках (Московская, Ленинградская, Украинская, Казахская, Грузинская, Узбекская, Азербайджанская и другие школы)/1/. Эти направления, развиваясь самобытно, имели свои характерные особенности, и взаимно дополняли друг друга.

Начиная с 1992 года (современный период развития) /1/ российская школа водного поло развивается самостоятельно. Несмотря на сложные экономические условия, российские команды удерживают свои позиции в числе мировых лидеров и продолжают добиваться достойных результатов на крупнейших соревнованиях. В основе нынешних достижений отечественного водного поло лежат богатые исторические традиции, профессионализм, мастерство и преданность своему виду спорта спортсменов и специалистов.

Вместе с тем,  нельзя не отметить наличие тревожных тенденций.

1. Прекратили существование известные, в недалеком прошлом,  коллективы, внесшие большой вклад в развитие вида спорта («Торпедо», МГУ, АЗЛК «Москвич» и др.).

2. Продолжает сокращаться число детско-юношеских спортивных школ, несмотря на то,  что в последнее время активно  вводятся в строй новые плавательные бассейны.

3. Увеличился отток тренеров по водному поло из ДЮСШ в другие структуры.

4. Работающие тренеры не всегда имеют высшее физкультурное образование.

5. Утеряны лидирующие позиции в юношеском водном поло на международной арене, что может повлечь за собой проблемы при комплектовании сборных команд и клубных  команд мастеров.

Так же серьезной проблемой, на наш взгляд, является отсутствие преемственности в передаче богатого опыта тренеров-практиков от одного поколения тренеров к другому и определенный «разрыв» между теорией и практикой водного поло.

Хотелось бы отметить, что тренеры не всегда достаточно активны в стремлении получить новую информацию и излишне скептически относятся к  различного рода научным изысканиям. Научные же работники, часто не могут в сжатой форме и доступным языком, без лишнего наукообразия, доложить результаты своих исследований с приведением четких практических рекомендаций. К тому же таких работ в области водного поло явно недостаточно!

В связи с этим, на необходимость расширения масштабов проведения научных исследований, регулярного обмена опытом работы, повышения квалификации и лицензирования на этой основе тренерской деятельности,  уже не первый год указывают специалисты.

Думается излишне говорить, в наше время, и о наличии тесной взаимосвязи между уровнем достижений в том или ином виде спорта и степенью научно-методического и материально-технического обеспечения.

Из всего выше сказанного следует, что одной из ключевых проблем (которую, по крайней мере, уже сейчас посильно решать), становится подготовка квалифицированных тренерских кадров и регулярное повышение ими своей квалификации. А, на сегодняшний день, квалифицированные тренеры-преподаватели по водному поло профилировано готовятся лишь в одном высшем учебном заведении страны  - Российском Государственном Университете физической культуры спорта и туризма (РГУФК) на кафедре теории и методики спортивного и синхронного плавания, прыжков в воду и водного поло.

В этой связи особую актуальность приобретает работа по привлечению для повышения квалификации возможно большего числа тренерских кадров. Богатый опыт организации этой работы накоплен в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров РГУФК,  о чем свидетельствует широкий общественный резонанс от проведенного в  мае 2005 года курса для тренеров по водному поло, вызвавшего повышенный интерес и  получившего самые положительные отклики в среде специалистов.

Для обучения на курсах были приглашены тренеры представляющие различные регионы России  и ближнего зарубежья (всего 40 человек). Среди них: заслуженные мастера спорта, заслуженные тренеры СССР и России, тренеры высшей категории, мастера спорта международного класса.

 В работе семинара приняли активное участие ведущие отечественные тренеры и специалисты, заслуженные мастера спорта, заслуженные тренеры России: Рийсман М.А., Кабанов А.С., Собченко В.Г.

Для проведения курса повышения квалификации тренеров и специалистов по водному поло была предложена программа, имеющая своей целью увеличение объема теоретических знаний, разносторонности  и эффективности практических умений и навыков работы с ватерпольными командами на основе применения существующих технологий совершенствования профессиональной деятельности, формирующих профессиональные качества специалистов.

Далее представлен примерный учебный план проведения курса (табл. 1).

                                                         Таблица 1

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

                                        

                                                Разделы

Кол-во часов

1.

 Тенденции совершенствования системы подготовки высококвалифицированных спортсменов сборных команд России. Планирование подготовки российских спортсменов к играм ХХIХ Олимпиады.

      

16

2.

Медико-биологические, биохимические, психологические  проблемы подготовки высококвалифицированных спортсменов. Спортивно - методические технологии подготовки спортсменов сборных команд России к Олимпийским Играм. Проектирование подготовки спортсменов к Олимпийским Играм.

 

32

3.

Работоспособность, адаптация,  контроль за уровнем подготовленности высококвалифицированных ватерполистов. Климатические и географические условия Пекина.

 

32

4.

Формирование готовности к достижению высоких результатов в спорте            (экономические, социальные, правовые аспекты)

 

4

5.

Актуальные проблемы развития водных видов спорта

(тенденции, подготовка резерва, отбор)

8

 

6.

Контроль за освоением дополнительной образовательной программы повышения квалификации (собеседование)

 

8

 

Всего:                                                

100

 

   Занятия проводились в форме лекций, семинаров, методических занятий, круглых столов, обсуждений, анализа конкретных ситуаций (АКС), собеседования.

Для чтения лекционных курсов были приглашены известные ученые и специалисты: профессоры Матыцин О.В., Блеер А.Н., Матвеев Л.П., Рубин В.С., Волков Н.И., Сопов В.Ф., Полиевский С.А., Попов О.И., Макаренко Л.П., Кашкин А.А., Морозов С.Н., Лаптев А.П.; доценты Сингина Н.Ф., Ушакова Н.А., Жбанков О.В., Спижовый В.Н., Фролов С.Н. и др.

Особый интерес среди тренеров вызвали занятия, организованные в форме круглых столов, на которых активно обсуждались проблемы детско-юношеского спорта; спорта высших достижений; клубного водного поло; вопросы планирования подготовки, методов совершенствования различных сторон подготовленности спортсменов. Была, так же, обсуждена новая программа/2/ для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ по водному поло, одобренная Федеральным агентством по физической культуре спорту и туризму РФ.

Важно отметить и тот факт, что слушателям была предоставлена возможность стажировки в сборной мужской команде России. Тренеры, не без интереса, просмотрели учебно-тренировочные занятия, активно беседовали и обменивались опытом с руководством команды, менеджерами  и спортсменами.

Завершались курсы защитой творческих работ, на которой каждый слушатель выступил перед аудиторией с докладом на конкретную наиболее актуальную, с его точки зрения,  тему. Коллективное обсуждение докладов постепенно перешло в творческий диспут, во время которого родилось много новых идей, были выявлены наиболее актуальные проблемы современной профессиональной тренерской деятельности и намечены (предварительно) пути их возможного решения.

Для выявления наиболее актуальных тем, интересующих данный контингент слушателей, с целью совершенствования учебного процесса, было проведено интервьюирование тренеров и специалистов по водному поло.

В результате обработки полученных данных, были внесены следующие (основные) предложения:

-   Регулярно проводить подобного рода обучение и семинары тренеров и судей;

-  Проводить отдельные курсы для тренеров, работающих на различных этапах в системе ДЮСШ и СДЮШОР, тренеров работающих с командами мастеров, что будет способствовать более глубокому профессиональному раскрытию специфических вопросов тренировки и обучения;

- Возникла необходимость проведения специальных курсов, касающихся углубленного изучения отдельно взятых тем по различным аспектам тренировки (физическая, техническая, тактическая и другие разделы подготовки).

-    Выявилась необходимость  более широкого  применения деловых игр  и круглых столов;

- Высказывались пожелания проводить семинары отдельно для специалистов, работающих с  мужскими и женскими командами с учетом специфики их деятельности;

- Учитывая важность фактора судейства, регулярно проводить судейские семинары с детальным разбором изменений в правилах соревнований и методике судейства;

- Обеспечить учебный процесс литературой научно-методического характера, отражающей современные тенденции  развития вида спорта и спортивно-педагогические технологии;

- Увеличить объём часов, отведенных на практические занятия и стажировку в сборных командах;

- Расширить диапазон применения современных компьютерных технологий и мультимедийных средств.

Заключение.

На основании проведенной работы по изучению мнений специалистов по водному поло, кафедрой теоретико-методических основ физической культуры и спорта, кафедрой теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло РГУФК, в тесном сотрудничестве с Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров РГУФК и Федерацией водного поло России, была скорректирована концепция  совершенствования профессиональной подготовки тренерских кадров по водному поло, отдельные положения которой нашли отражение в программе обучения специалистов по физической культуре и спорту физкультурных ВУЗов /3/ и  Целевой комплексной программе «Подготовка российских спортсменов к играм ХХIХ Олимпиады 2008 г. в Пекине (Китай)»/4/.

                                                                                 Литература.

1. Булгакова Н.Ж., Максимова М.Н., Маринич М.Н. и др. Водные виды спорта: Учебник для студ. Высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.

2. Фролов С.Н., Попов О.И., Чистова Н.А. Водное поло (Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных  детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства). - М.: Советский спорт, 2005.- 184 с.

3. Фролов С.Н., Чистова Н.А. Теория и методика водного поло. Программа дисциплины федерального компонента цикла ДС ГОС по направлению 032101 «Физическая культура и спорт». - М.: РИО РГУФК, 2006. - 126 с.

4. Целевая комплексная программа «Подготовка российских спортсменов к играм ХХIХ Олимпиады 2008 г. в Пекине (Китай)». - М., 2005. - 34 с.

.