Кто растит чемпионов? Проблемы повышения квалификации тренеров
С самого первого школьного учителя физкультуры, который открыл в ребенке талант, и заканчивая самоотверженным наставником, который взрастил и помог этому таланту подняться к спортивным вершинам.
Но так ли много в Украине чемпионов? Часто ли мы получаем высшие награды на престижных соревнованиях? Увы, совсем не много и далеко не часто. Конечно, это вызвано целым комплексом проблем, в том числе профессиональной подготовкой и квалификацией тренерских кадров.
А я в тренеры пойду, пусть меня научат…
Ежегодно вузы страны выпускают несколько тысяч специалистов в области физической культуры и спорта, хотя для отрасли нужно в разы меньше. Казалось бы, при такой статистике дефицит кадров нам не грозит, однако это не так – работать по специальности остается лишь около половины выпускников. Мало кого привлекает невысокая зарплата и условия труда, поэтому одни идут работать по более прибыльным специальностям, а другие, набравшись опыта и завоевав авторитет, уезжают за рубеж.
При этом очень часто опытные педагоги жалуются на существенные пробелы в знаниях молодых специалистов. «Тренеров и учителей физкультуры готовят 73 вуза, факультеты физвоспитания открыты даже в политехнических и кораблестроительных институтах, при этом у некоторых даже нет своего бассейна. Такая ситуация не может не влиять на престиж профессии и качество подготовки кадров, – объясняет ситуацию Вячеслав Георгиевич Гамов, председатель комитета по физическому воспитанию и спорту Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, первый вице-президент Спортивного студенческого союза Украины, Заслуженный работник образования Украины. – Сейчас наша работа направлена на сокращение факультетов в неспециализированных вузах, ужесточение лицензирования и усиления требований к материальной базе. За качество кадров надо бороться!».
С ним согласен и Владимир Николаевич Платонов, доктор педагогических наук, профессор: «К сожалению, у нас сейчас много тренеров, которые не владеют базовыми знаниями современной методики подготовки спортсменов, имеют ошибочные, а порой вовсе абсурдные взгляды на биологические, химические и физиологические процессы, происходящие в организме человека. Например, о порядке потребления жидкости в процессе тренировки и правильном питании – дальше подсчета калорий практически никто не идет».
Объяснить, почему сложилась такая ситуация, просто: вуз дает студентам только базовые знания, которые без постоянного обновления и регулярного применения в практической работе быстро забываются. Если не подкрепить изученные основы химии, физиологии, анатомии и других профильных дисциплин системой непрерывного образования и не контролировать квалификацию тренеров, проверяя знания каждые два-три года, то ситуация в отечественном спорте будет оставаться на нынешнем уровне, а то и ухудшаться.
Ориентация спорта Украины на достижения высоких результатов на олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы, требует соответствующей подготовки, переподготовки и регулярного повышения квалификации тренерских кадров с углублением знаний основ рациональной тренировки спортсменов.
«20-30 лет тому назад отечественные тренеры имели существенное преимущество в знаниях перед тренерами других стран, – рассказывает Юрий Матвеевич Шкребтий, доктор наук физического воспитания и спорта, заслуженный работник образования Украины, профессор. – Каждые пять лет тренеры проходили обязательное обучение (1-2 месяца) на одном из факультетов повышения квалификации в профильных вузах, затем сдавали экзамены и защищали квалификационные работы. Кроме того, они пополняли свои знания на ежегодных конференциях по проблемам спортивной подготовки. Такая система была очень эффективна, но, к сожалению, с конца прошлого столетия в связи с отсутствием государственного заказа деятельность факультетов повышения квалификации была приостановлена, перестали проводиться аттестация тренеров и научно-методические конференции, закрылся комплекс научных групп при сборных командах. Сегодня эта работа осуществляется эпизодически благодаря энтузиазму отдельных специалистов. Естественно, все это негативно отражается на квалификации тренеров».
В полном объеме статью можно прочитать в SWIM №4(10) за 2012 год