Правовое регулирование деятельности спортивных федераций

Ваши мнения о работе федерации.

Модератор: Всевидящее Око

Правовое регулирование деятельности спортивных федераций

Сообщение Игорь » 28 окт 2008, 13:55

Российская федерация
Современное российское законодательство не содержит легального определения понятия «спортивная федерация» - гражданское законодательство не знает такой организационно-правовой формы, как федерация. Однако следуя логике законодателя, его можно вывести из анализа отдельных нормативных актов.

Федерация (от лат. foederatio - союз, объединение) – это ассоциация организаций, создаваемая для представления и защиты их совместных интересов. Поэтому, чтобы быть последовательными в изложении, необходимо рассмотреть правовой статус спортивных организаций в РФ.

Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций на территории Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 29 апреля 1999 г. №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»[1]. В Законе дается определение физкультурно-спортивной организации – это есть одна из организационно-правовых форм физкультурно-спортивного объединения, созданная на основе членства в целях совместной деятельности по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и достижения своих уставных целей. Соответственно, физкультурно-спортивное объединение - общественное добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение, создаваемое по инициативе граждан в целях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации (ст.2 Закона «О физической культуре и спорте в РФ»).

Интересно, что в целях привлечения в спортивное движение России всего многообразия организаций, отдельными членами Федерального Собрания РФ предлагается расширить легальное определение физкультурно-спортивной организации, изложив его в следующем виде: «Физкультурно-спортивная организация – организация любой организационно-правовой формы и формы собственности, созданная по инициативе граждан или юридических лиц, на основе членства или без такового в целях развития физической культуры и спорта, деятельности по проведению физкультурно-оздоровительной спортивной работы для достижения своих уставных целей». Такое определение могло бы расширить число участников в спортивном движении Российской Федерации, и помочь привлечь то некоммерческое финансирование, которого так не хватает национальному спорту[2].

Ключевым моментом в данных определениях является то, что спортивная организация – это, прежде все некоммерческая организация, т.е. для нее извлечение прибыли не является основной целью деятельности. Данный вывод складывается и из положений ст.2 ФЗ «О некоммерческих организациях»[3], согласно которым «некоммерческие организации могут создаваться … в целях … развития физической культуры и спорта…».

Определение физкультурно-спортивного объединения основано на понятии общественного объединения, которое дано в ст.5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»[4]. «Федерация», согласно п.2.ст.8 Закона «О физкультуре и спорту» - это одно из названий для обозначения физкультурно-спортивного объединения, которой также может именоваться «союз», «ассоциация». Порядок образования, регистрации, реорганизации и (или) ликвидации физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) определяется Федеральным законом «Об общественных объединениях» с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О физкультуре и спорте». Здесь же сказано, что в Российской Федерации создаются физкультурно-спортивные организации любых организационно-правовых форм и форм собственности - физкультурно-оздоровительные, спортивные, спортивно-технические клубы и коллективы физической культуры - в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Проблема статуса физкультурно-спортивных объединений достаточно сложна. Она сложна и тем, что эти объединения изначально носили общественный характер, а не государственный характер. Исследователи обращают внимание на то, что из данных в законах определений не вполне ясен вопрос - является ли физкультурно-спортивное объединение самостоятельной формой некоммерческой организации либо это одна из организационно-правовых форм общественного объединения?[5] Как известно, перечень организационно-правовых форм общественного объединения, согласно ст.7 Закона «Об общественных объединениях», является исчерпывающим. Он включает: общественную организацию, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности и политическую партию. Более того, как отмечал Т.Е.Мельник на парламентских слушаний 11 декабря 2003 года, «анализ статей закона «О физкультуре и спорте» показывает, что они, с юридической точки зрения, не корректны и не применимы на практике, потому что, с одной стороны, законодатель провозглашает физкультурно-спортивные объединения, как общественные, добровольные, самоуправляемые объединения. Потом говорит о том, что общественная физкультурно-спортивная организация является организационно-правовой формой физкультурно-спортивных объединений. А дальше по тексту закона законодатель забывает эту разницу: не понятно из текста закона или он говорит о физкультурно-спортивных объединениях, или он говорит о физкультурно-спортивных организациях»[6]. То есть, несовершенство юридической техники на практике привело к тому, что в Законе нет четкой формулировки: или физкультурно-спортивное объединение есть исключительно общественное объединение, или, физкультурно-спортивные организации – это любые организации любых форм собственности, любых организационно-правовых форм, которые действуют в области физической культуры и спорта. То же касается и непосредственно определения спортивных федераций: законодатель называет их в одном случае объединениями (абз.5 ст.5), в одном случае он их называет организациями, в другом случае называет их союзами и ассоциациями (ст.8).

Так что же такое «федерация», и в какой организационно-правовой форме она может создаваться и функционировать?

С одной стороны, в соответствии с п.2 ст.8 Закона о физкультуре и спорте, федерация — общественная организация, деятельность которой должна регулироваться Законом «Об общественных объединениях». С другой стороны, на основании п.1 ст.8 того же закона Федерация — это союзы и ассоциации и тем самым они попадают под действие ст.121 ГК РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях». Как отмечают исследователи, названные обстоятельства до сих пор порождают различные недоразумения и даже сложности, связанные с государственной регистрацией, аккредитацией и лицензированием[7].

Тем не менее, на сегодняшний момент, пока не внесена окончательная ясность в терминологию, на наш взгляд, физкультурно-спортивную организацию (как ее вариант – спортивную федерацию) можно с уверенностью отнести к форме общественного спортивного объединения, а общественное спортивное объединение – к форме некоммерческой организации.

Таким образом, деятельность спортивных организаций будет регулироваться законом «О некоммерческих организациях», законом «Об общественных объединениях» и, естественно, ГК РФ (глава 4 «Юридические лица») в части касаемо некоммерческих организаций обозначает основные признаки и правовые основы создания и деятельности НКО с отсылкой на специальный закон об НКО.

Здесь стоит несколько задержаться на том, что право на объединение людей, граждан – это неотъемлемое конституционное право, закрепленное в ст. 30 Конституции РФ[8]. Развитая система общественных объединений (в том числе, спортивных объединений) – это неотъемлемый элемент гражданского общества. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни (включая интересующие нас физкультуру и спорт). Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь[9]. Право на свободу ассоциаций установлено и Международным пактом о гражданских и политических правах[10] (ч.1 ст. 22) и другими международно-правовыми документами; оно предоставляет каждому человеку возможность объединяться с другими лицами по своим политическим, профессиональным и другим интересам.

Итак, физкультурно-спортивное объединение есть общественное объединение, объединение граждан. Легальное понятие общественного объединения дается в ст.5 Закона об общественных объединениях, и обозначает добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставные цели). Физкультурно-спортивное объединение может носит наименование «федерация», «союз», «ассоциация». На практике сложилось, что наименование «федерация» применяется относительно спортивных объединений по видам спорта.

Некоммерческий характер деятельности общественного объединения определяется его целями. Основной целью общественного объединения не может быть извлечение прибыли, равно как не возможно распределение полученной прибыли между участниками (ст.2 Закона о некоммерческих организациях). Целью создания некоммерческой организации могут быть социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие, а также целью может быть охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ. Из перечня очевидно, что целью физкультурно-спортивной некоммерческой организации вне зависимости от формы некоммерческой организации является развитие физической культуры и спорта.

Приведем пример обозначенных целей из уставов действующих спортивных федераций на территории России. Так, «Федерация тенниса России создана в целях развития, пропаганды и популяризации тенниса в Российской Федерации, повышения роли физической культуры и спорта во всестороннем и гармоничном развитии личности, укрепления позиций, повышения престижа и представления интересов российского тенниса на международной арене»[11], «Федерация конного спорта России создана в целях развития, пропаганды и популяризации конного спорта в Российской Федерации, повышении его роли в укреплении здоровья, во всестороннем и гармоничном развитии личности, укрепления позиций и повышения престижа российского конного спорта на международной арене; содействия повышения уровня конного спорта в России, приобщения к нему широких масс, совершенствования его форм, расширения сети - детских спортивных школ, секций, подготовки спортсменов высокой квалификации и др.»[12], «Федерация спортивного ориентирования Нижегородской области создана с целью развития спортивного ориентирования в Нижегородской области»[13]. Как видно из примеров, целеполагание и сфера деятельности федерации распространяется на определенную территорию, что следует из положений ст. 14 закона об общественных объединениях. В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Основными признаками некоммерческой организации, отличающими ее правовой статус, являются следующие.

Во-первых, некоммерческая организация осуществляет свою целевую деятельность на средства, полученные различными путями. Источниками финансирования, согласно ст.26 закона о НКО, могут быть:

- регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

- добровольные имущественные взносы и пожертвования;

- выручка от реализации товаров, работ, услуг;

- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

- доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

- другие не запрещенные законом поступления.


При этом законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов. В законе отмечается, что источниками формирования имущества государственной корпорации могут являться регулярные и (или) единовременные поступления (взносы) от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы определена федеральным законом. Так, согласно Федеральному закону от 23 декабря 2003 г .№177-ФЗ банки обязаны уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов, являющиеся источником формирования имущества государственной корпорации - Агентства по страхованию вкладов.

Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.

Кроме этого, в силу ст.50 ГК РФ (равно п.21 ст.24 закона о НКО) некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, в рамках достижения цели, ради которой НКО создавалась, и в полном соответствии с этой целью. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Во-вторых, некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Однако деятельность некоторых форм НКО допускается без государственной регистрации (например, общественное объединение) – то есть с момента принятия решения о создании физкультурно-спортивной федерации как общественной организации она считается созданной, то есть может осуществлять свою уставную деятельность, приобретать права, за исключением прав юридического лица, и принимать на себя обязанности, предусмотренные законом. При этом организация не приобретает статуса юридического лица, не может иметь в собственности или на основании иного вещного права обособленное имущество. Только имея статус юридического лица, организация от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде. НКО может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах[14].

Таким образом, спортивная федерация может действовать как зарегистрированная в качестве юридического лица, так и нет.

В отличие от общественных объединений, ассоциации или союзы считаются созданными как юридические лица с момента их государственной регистрации в установленном законом порядке. Ассоциации или союзы рассматриваются в п.1 ст.121 ГК РФ как объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями, хотя созданы они могут быть как коммерческими, так и некоммерческими юридическими лицами. Закон исключает лишь одновременное участие в ассоциации или союзе коммерческих и некоммерческих организаций. Участниками объединений могут быть только юридические лица, а не граждане. Участие физических лиц в ассоциациях и союзах не допускается.

Тем не менее, Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» не запрещает физкультурно-спортивным организациям действовать в других правовых формах.

Таким образом, подытожим. Физкультурно-спортивная организация есть общественное объединение, созданное по инициативе граждан. Этот факт не позволяет отнести спортивную федерацию к объединению юридических лиц (ассоциация, союз), но вполне закономерно относит к ее к общественным организациям (объединениям) согласно ст. 117 ГК РФ.

Форма физкультурно-спортивного общественного объединения – общественная организация. Статья 8 Закона об общественных организациях определяет общественную организацию как основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено Федеральным законом о физкультуре и спорте и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.




--------------------------------------------------------------------------------

[1] Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации - 3 мая 1999 г., - №18 - Ст. 2206.

[2] Из выступления Кавджарадзе М.Г. на парламентских слушаниях на тему: «Нормативно-правовое обеспечение физической культуры и спорта» (11 декабря 2003 года) – электронная версия: http://arc.council.gov.ru/kom_home/kom_ ... 11_12.html

[3] Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с посл. изм. от 2 февр. 2006г.) // Собрание законодательства Российской Федерации - 15 января 1996 г. - №3 - Ст. 145

[4] Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации - 22 мая 1995 г. - №21 - Ст. 1930

[5] Васькевич В., Челышев М. Правовое регулирование профессионального спорта // Российская юстиция - №7 - 2001г.

[6] Стенограмма парламентских слушаний на тему: «Нормативно-правовое обеспечение физической культуры и спорта» (11 декабря 2003 года) – электронная версия: http://arc.council.gov.ru/kom_home/kom_ ... 11_12.html

[7] Шевченко О.А. Правовые основы деятельности федераций // Физическая культура и спорт в Российской Федерации. Сборник научных статей. Вып. 2. — М.: Полиграф сервис, 2001.

[8] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 25 декабря 1993.

[9] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.

[10] Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) //Библиотечка Российской газеты - выпуск №22-23 - 1999г.

[11] Устав Общероссийской общественной организации Федерация тенниса России. Утв. Решением учредительной конференции 11 февраля 2002г.- М., 2002. – устав опубликован: www.tennis-russia.ru

[12] Устав Общероссийской общественной организации Федерация конного спорта России. Принят на учредительной конференции 20 марта 1992г. (в новой редакции 24 января 2005г.) – М., 2005. – устав опубликован: www.fksr.ru

[13] Устав Общественной организации «Федерация спортивного ориентирования Нижегородской области» - устав опубликован: orienteering.nn.ru

[14] Злобина Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». - Система ГАРАНТ, 2005 г.
Водное поло -моя жизнь !
Игорь
Администратор
 
Сообщения: 14417
Зарегистрирован: 24 фев 2007, 19:59
Откуда: Россия

Сообщение Teddy » 11 ноя 2008, 18:05

Чтож.. Можно порадоваться за Е.К.Ш., что он так далеко и относительно безвредно для российского водного поло и спорта вообще всё-таки слетел
с порядком уставшей от него должности. Сомов, конечно, насмешил: уговаривали его остаться двое из тысяч.. Наверное, были в хорошей доле. Да здравствует мировой финансовый кризис! Как выяснилось, серьезные проблемы хорошо гонят крысятину и вообще стимулируют нормальную жизнь. Спасибо мировому английскому правительству. Можно было и пораньше начать.. А то народ заждался.
Teddy
Знающий
 
Сообщения: 5248
Зарегистрирован: 20 янв 2007, 05:46
Откуда: От Верблюда


Вернуться в Обсуждение работы Федерации Водного Поло России

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 55