РУБРИКА: Водное поло в СССР

Как вы оцениваете работу судейского корпуса? И что необходимо ...

РУБРИКА: Водное поло в СССР

Сообщение Игорь » 17 окт 2016, 12:49

Почему водное поло становится скучной игрой

Зрители состязаний ватерполистов, посмотрев игру, все чаще и чаще покидают трибуны бассейнов разочарованными. Слишком уж скучной и однообразной стала игра. Матчи почти целиком заполнены тяжелым единоборством, напоминающим вольную борьбу, но в воде. Персональная опека ведется нынче так плотно, что игрокам, владеющим мячом, приходится возить на своих плечах «опекунов».
В ряде матчей первого круга чемпионата СССР игроки попросту не имели возможности ни ударить по воротам, ни даже передать мяч. Все труднее становится проявить свою хорошую техническую и плавательную подготовку. Как редко приходится наблюдать красивые, насыщенные динамичными комбинациями, игры!

Одна из причин такого положения в водном поло кроется в судействе, уровень которого явно отстает от класса игры. Чемпионат нынешнего года это еще раз подтвердил.

Судите сами. В матче тбилисских динамовцев с командой «Трудовые резервы» судья на протяжении 25 секунд пять раз останавливал игру, фиксируя одну и ту же ошибку одного и того же игрока — Ованесяна, наплывавшего на соперника. В другой игре судья в течение 15 секунд зафиксировал четыре нарушения правил, (наплывы на соперника), сделанных одним и тем же игроком — московским динамовцем Кармановым. Такие случаи наблюдаются почти в любой встрече. Нарушение правил стало тактическим приемом обороны. Объясняется это тем, что наказание за нарушение, даже систематически повторяемое, не грозит какими-либо последствиями для провинившегося и его команды. В 64 матчах первого круга только однажды было применено правило, позволяющее за систематическое повторение простой ошибки наказать, как за грубую ошибку. Только один судья Выдруг, да и то лишь однажды, применил его. Почему судьи не используют этого правила? Да потому, что такая установилась практика. К тому же и пункт в правилах сформулирован расплывчато. Назрела необходимость уточнить этот пункт и прийти к единому его толкованию. Это облегчило бы судейство и в какой-то степени улучшило характер игры.

Нисколько не преувеличивая, можно сказать, что единоборство на воде, особенно в зоне ворот, состоит из движений, которые рассматриваются правилами, как грубые ошибки. Но судьи их оценивают чаще всего, как простые ошибки. Захваты кистью и обоюдные топления остаются скрытыми под водой, и лишь жалобы спортсменов, следы на теле, да сорванные плавки и трусы свидетельствуют о них.

Скрытность движений игрока под водой одна из объективных трудностей судейства. Верно распознавать такие нарушения в состоянии лишь судья, обладающий большим опытом. Но опыт у судей разный и по-разному они относятся и оценивают такие скрытые нарушения. Проиллюстрируем это примером. Одну из центральных встреч чемпионата судил опытный судья. Другой, также опытный, наблюдал судейство коллеги, а затем в узком кругу сказал по поводу фиксации пяти грубых ошибок, решивших исход встречи, что во всех пяти случаях он поступил бы иначе. Вот от чего порой зависит результат соревнования, подводящего итоги работы коллектива за целый год.

Другая объективная трудность судейства заключается в том, что судье надо одновременно видеть все поле. Значительного количества захватов за ноги, руки и туловище, препятствий и блокирования соперниками прорывающихся вперед игроков судьи не замечают. В одной из встреч чемпионата, наблюдая за игрой А. Карташева, находившегося вне зоны мяча, мы отметили, что его один раз грубо утопили, в другой раз захватили, чтобы не допустить выхода вперед. В свою очередь, Карташев сам держал Маркарова и явно переползал через соперника в неигровое время. Этих явных нарушений правил судья не заметил. Таких примеров множество.

С этой объективной трудностью (охват наблюдением всего поля) справляются лишь немногие судьи, да и то неполностью. А надо, чтобы все судьи умели видеть поле, иначе нельзя добиться ни улучшения судейства, ни повышения класса игры.

Нам, судьям, надо приложить много усилий, чтобы избавиться от ошибок и субъективного подхода в оценках действий игроков, добиваясь единого понимания нарушений. А вот этого-то единства у нас как раз и нет. Не только разные судьи, но иногда даже один и тот же в одной и той же игре неоднородно фиксирует ошибки. Особенно это ощущается в конце матчей, когда многие судьи проявляют особую осторожность, избегая фиксировать грубые нарушения, чтобы не повлиять на исход встречи.

Есть у нас и судьи, которые сравнительно ровно проводят игры от начала до конца, однако и у них подход к оценке нарушений неодинаковый. Проведя встречи первого круга чемпионата СССР, судья в одной игре удалял игроков 12—14 раз, а в другой удаления носили лишь единичный характер, либо их вовсе не было. Более того, в грубых играх-иной раз наказания применялись реже, чем в более корректных. Наши лучшие судьи, такие, как Блюменталь, Сахновский, Карнеев и другие, судят ровно, но по-разному. Так, при судействе Карнеева приходилось в среднем на одну игру 5,5 удаления, а при судействе Сахновского — лишь 2,8, то есть в два раза меньше. При этом Сахновский в 25 случаях из ста наказывал одновременно обе команды. Карнеев же поступил так только в шести случаях (из ста). Простяков фиксировал в среднем 9 грубых нарушений за один матч, но в пятидесяти случаях из каждых ста он наказывал одновременно игроков обеих команд. Его судейство может показаться слишком строгим, однако оно исключает грубый характер игры.

Киевские судьи (Сахновский и Выдруг) удаляют игроков с поля реже, чем судьи из других городов. Не потому ли в играх, проводимых, например, Сахновским, на поле идет более активная подводная борьба? По-видимому, не случайно, что киевские ватерполисты чаще других пользуются тяжелыми силовыми приемами, хотя имеют все данные вести динамичную и более выгодную для себя
игру. Не повинны ли в этом киевские судьи? И не поэтому ли киевские ватерполисты, как правило, находятся в числе замыкающих таблицу турнира?

Чем меньше игроки команды допускают нарушений правил, тем выше класс их игры. Московские динамовцы, например, имели в матчах первого круга наименьшее число нарушений (20) и возглавляют таблицу чемпионата. Тбилисский «Буревестник» допустил наибольшее число нарушений (43) и замыкает таблицу. Игроки киевской команды СКИФ 42 раза грубо нарушали правила (в два с лишним раза чаще, чем ватерполисты московского «Динамо») и оказались на девятом месте.

Отсюда ясно, насколько важно умение вести игру без грубых нарушений правил и как важно, чтобы судьи своевременно и умело пресекали грубую ИГРУ.

Поучителен опыт судейства на недавнем чемпионате Европы в Будапеште. В первый день судейство было пестрым и неровным, но в последующие дни оно значительно улучшилось. Для проведения решающих встреч назначались судьи, отличавшиеся строгостью и глубоким пониманием игры — Коста (Италия), Боуэне (Бельгия), Батале (Испания), Простяков (СССР), Бранди (Венгрия).

Как они судили? Нагляден такой пример. Когда нападающий советской сборной П. Мшвениерадзе принимал передачу стоя на месте и противник наплывал на него, судья, остановив игру, давал Мшвениерадзе право на свободный бросок, хотя тот и владел мячом. В эти моменты казалось, что судья вынес решение в пользу провинившегося. Но те же судьи не спешили фиксировать подобные ошибки (даже и явные), если их совершал игрок в борьбе с активно передвигающимся нападающим. Таким образом, судьи как бы стимулировали передвижение нападающего. Это обстоятельство прекрасно использовали венгры, особенно Карпати и Деметр. Они часто вырывались вперед, и судья не останавливал игры при наплыве на них противника. Получая на ходу передачу от партнера, они не раз забрасывали мячи в ворота именно в такой ситуации.

Лучшие судьи исходят из того, что невидимая глазу тяжелая подводная схватка завязывается чаще всего там, где игроки, став на месте, начинают бороться за мяч и позицию. В передвижении возможность подводной борьбы уменьшается. Поэтому судья, пресекая грубую борьбу соперников, стоящих на месте, фиксирует ошибку в начале ее совершения, порой лишая игрока с мячом возможности произвести завершающий бросок.

Судьи чемпионата Европы пресекали все, что было связано с пассивностью, нерешительностью, затягиванием игры и грубостью. Когда, например, венгерские ватерполисты, добившись перевеса в счете, умышленно не атаковали, судья тут же фиксировал задержку игры, хотя венгры и создавали видимость поисков атаки. Наши же судьи, позволяя подолгу контролировать мяч, тем самым поощряют пассивность и нерешительность.

Большинство судей чемпионата явно поощряли прогрессивные методы игры. Отчасти и поэтому игры в Будапеште проходили на высоком спортивном уровне. Десятки тысяч зрителей получили истинное удовольствие от красивого и эмоционального зрелища. Конечно, и в Будапеште бывали случаи судейских ошибок, но общая тенденция в судействе была правильной.

Нам тоже следует воспитывать судей в духе прогрессивных тенденций игры. К сожалению, лишь очень немногие наши судьи действуют так, как нужно действовать воспитателю и наставнику, несущему наравне с тренерами ответственность за прогрессивное направление в развитии водного поло. Если все судьи будут судить строго и с глубоким пониманием своей воспитательной роли, класс игры наших команд, зрительная красота игры безусловно повысятся. Меньше будет и нарушений правил,— ведь спортсмены очень быстро усваивают характер судейства.

Решать судейские проблемы следует одновременно и централизованно. Только так можно навести порядок. И, думается, всесоюзной судейской коллегии следовало бы проявить жесткую требовательность и настойчивость в вопросах единообразного толкования и применения правил. Конечно, у каждого судьи свой стиль и своя манера судейства, но это отнюдь не оправдывает различных оценок одного и того же нарушения правил.

Если бы все судьи и судейские коллегии имели твердые установки и чувствовали руководство, они стремились бы устранить или уменьшить различия
в судействе. А это помогло бы сделать водное поло более техничной, динамичной, а значит, и более красивой игрой.

И самое главное — строгое и ровное судейство, стимулирующее техническую и тактическую выучку, будет способствовать более быстрому росту класса нашего водного поло.

Раздаются голоса, требующие коренного изменения нынешних правил. Верно, правила несовершенны. Но радикальное их изменение — дело будущего. А сейчас надо решительно и умело использовать существующие правила, чтобы поощрить рост класса игры наших команд.

В. ГОРШКОВ, мастер спорта, председатель президиума московской судейской коллегии по водному поло
Водное поло -моя жизнь !
Игорь
Администратор
 
Сообщения: 14400
Зарегистрирован: 24 фев 2007, 19:59
Откуда: Россия

Вернуться в Судейство в России

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron