Игорь » 29 авг 2021, 20:51
Комментарий Дмитрия Апанасенко о ситуации вокруг ватерпольного клуба «Динамо» Москва.
29 августа 2021
— Начнем с самого начала. Меня пригласили в «Динамо» в 2019 году, когда стало понятно, что ватерпольный клуб «Динамо» не в состоянии продолжать функционировать в том формате, который был задан Сергеем Федоровым, генеральным директором клуба в период с 2016 по 2019 год. После его скоропостижной смерти в апреле 2019 года клуб был в тяжелой ситуации, при отсутствии доходов на клубе висели большие расходы.
Так, например, на тот момент в клубе играли несколько топовых сербских легионеров. Их зарплаты были огромными по меркам российского ватерпольного чемпионата — от 8 до 15 тысяч евро в месяц. Кроме того, в клубе играли самые опытные (и дорогие!) российские игроки, приглашенные из Казани и Волгограда. То есть в то время «Динамо» было самым высокобюджетным ватерпольным клубом России.
Кроме того, оплата участия в Лиге Чемпионов и сами международные игры, особенно выездные, обходились недешево. Сейчас нам это понятно по собственному опыту, в завершившемся сезоне 2020–2021 годов мы несколько раз выезжали за рубеж, дошли до четверть финал Еврокубка, и понимаем, насколько это дорогое удовольствие. При этом, в отличие от игровых сезонов 2017–2019 годов, мы не платили за само участие в Еврокубке (клуб оплачивал только перелеты, переезды и проживание) и продвигались по турнирной таблице исключительно на основе собственных спортивных результатов.
Вот в этой ситуации летом 2019 года у меня и состоялся первый разговор с тогдашним руководством Федерации водного поло России, а также с руководством Московской городской организации «Динамо» и Центрального совета Общества «Динамо», главными учредителями клуба. Говорили как раз о том, что надо бы собрать достойную команду при бюджете в два-три раза меньше предыдущего.
Надо сказать, что тогда у Общества «Динамо» была общая установка — Динамо не должно финансировать профессиональные спортивные клубы (футбольный, хоккейный и ватерпольный). При этом у футбольного и хоккейного клуба сразу же нашлись богатые спонсоры в лице Банка ВТБ и других серьезных компаний. Ватерпольный же клуб был, в принципе, никому не интересен. К слову сказать, также как и всё российское водное поло, как ни горько об этом говорить. Поэтому ватерпольный «Динамо» выживал как мог, насколько мне известно, перебиваясь разовыми вливаниями от коммерческих структур, а затем за счет достигнутой договоренности о финансовой помощи со стороны Правительства Москвы. Отсюда и жесткие бюджетные ограничения.
На тот момент я быстро прикинул потенциальный состав команды, собрал все цифры и предоставил их руководству. После некоторой паузы меня вызвали и предложили приступить к работе. В пределах бюджетного лимита удалось сформировать сбалансированный состав команды из молодых ребят-юниоров и из достаточно опытных игроков. Первый игровой сезон 2019–2020 годов провели достаточно спокойно, если не брать в расчет пандемию.
В конце же 2019 года произошла смена руководства Общества «Динамо», а летом 2020 года — Московской городской организации «Динамо».
Что обычно происходит, когда приходит новое руководство вышестоящей организации? Оно так или иначе хочет познакомиться с менеджментом, тренерами, спортсменами, ознакомиться с цифрами. Например, все знали, что я занимаюсь спортивной составляющей работы клуба. Встретиться со мной можно было в любой момент, на играх или тренировках. Для этого были все возможности, мы постоянно находились в бассейне, у всех на глазах. Но ни разу с момента смены руководства «Динамо» к нам никто так и не подошел и не поговорил о спортивной деятельности клуба, его нуждах, проблемах, перспективах. У меня возникло устойчивое ощущение, что динамовские организации не интересуются ни водным поло, ни ватерпольным клубом «Динамо» со спортивной точки зрения.
При этом параллельно с этим возник один неприятный момент — уже в начале осени 2020 года игрокам стали поступать непонятные звонки. Ребятам говорили, что денег у клуба нет, зарплату при нынешнем руководстве они получать не будут, скоро произойдет смена руководства клуба и тренерского штаба и т. д. и т. п.
Мое первое знакомство с новым руководством МГО «Динамо» состоялось, когда внезапно был поднят вопрос о смене руководства клуба. Тогда меня пригласили для беседы по этому вопросу, но я тогда сказал, что занимаюсь только спортивной работой, а если есть какие-то вопросы к руководителю клуба, общайтесь лично с ним. Это было в ноябре 2020 года, после победы команды в Кубке России. Кстати, никого из руководителей Московской организации «Динамо» не было на финальных матчах. А после победы нам передали грамоты. Не вручили, а именно передали. В пакетике…
Чем была вызвана необходимость смены руководства клуба? Никакой конкретики. «Нам надо сменить руководство». Надо — меняйте. Кого угодно: генерального, меня, тренеров. Но лично я смысла в такой смене не вижу. Сказал, что занимаюсь командой, она в боевом состоянии и прогрессирует. Менеджмент ватерпольного клуба прожил непростой год, справился с тяжелыми временами, ведь пандемия сильно ударила по всему спорту. Многие клубы в разных видах спорта срезали зарплаты, а ватерпольное «Динамо» в полном объеме платило игрокам и сотрудникам, ни на секунду не останавливался тренировочный процесс, проводились онлайн тренировки, мы первыми из всех клубов вышли с карантина, как только это стало возможным.
Тогда же, в ноябре, меня и предупредили, что финансирование закончится в ближайшее время, чуть ли не в начале зимы 2020-2021. Хотя по моей информации у клуба на 2021 календарный год было согласовано выделение средств. Имелась резолюция московских властей о выделении клубу средств на период с 2019 по 2021 год, на которые мы могли спокойно доиграть сезон. О том, что денег в итоге все-таки не будет, узнали в марте 2021 года, хотя еще в январе в рабочем режиме шло оформление необходимых бумаг для получения очередного транша денег.
И даже после этой информации руководством было принято решение доиграть сезон, хотя мы понимали, что это будет сложно. Мы не могли нанести ущерб имиджу «Динамо» и приложили для этого все силы. Ватерпольный клуб «Динамо» достойно завершил сезон, завоевал серебряную медаль чемпионата России и дошел до четвертьфинала Еврокубка, единственный из российских клубов.
По окончании сезона мы обратились к руководству «Динамо» с просьбой о встрече. Такая встреча состоялась. Вопрос был простой. В условиях отсутствия у клуба финансирования на сезон 2021–2022 годов мы предложили «Динамо» рассмотреть возможность сохранения ватерпольной команды в новом сезоне на комфортных для них условиях, с любым устраивающим их бюджетом, руководством клуба, и составом команды, пусть даже «с чистого листа». Главным было дать возможность команде тренироваться в бассейне «Динамо», заявиться на новый игровой сезон и таким образом сохранить ватерпольную команду «Динамо».
При этом, мы говорили только о новом сезоне 2021-2022. Все финансовые вопросы и обязательства клуба, возникшие в прошедшем сезоне, безусловно оставались в зоне ответственности старого менеджмента и ни в коем случае не перекладывались на «Динамо».
В какой-то момент нам показалось, что решение найдено. После серии встреч и обмена письмами команду пустили в бассейн «Динамо», и она потренировалась два дня. Однако на третий день игроков в бассейн уже не пустили. Московская городская организация «Динамо» проинформировала нас о том, что тренировки возможны только после полной оплаты задолженности по аренде бассейна и гарантийных писем об оплате на следующий игровой сезон (хотя мы неоднократно подчеркивали, что денег на следующий сезон у клуба нет).
Если мы говорим о сохранении команды, о сохранении конкретных игроков и тренеров, то какая здесь связь? Игрокам надо готовиться к новому сезону, команде надо заявляться на очередной чемпионат России. Да, задолженность юридического лица по аренде воды есть, она зафиксирована, но, если мы хотим сохранить команду и игроков, зачем останавливать тренировки? К сожалению, в современных российских условиях кассовые разрывы и перерывы финансирования в спорте являются обыденной и часто встречающейся ситуацией. Только в моей личной практике выступления за ватерпольный клуб «Динамо» был случай восьмимесячного перерыва финансирования клуба. Но никогда и никто не лишал команду возможности тренироваться и играть в динамовском бассейне, который раньше всегда был для нас бесплатным.
Тем более, зачем требовать гарантий оплаты аренды бассейна в новом сезоне, если уже было внятно сказано, что на новый сезон у руководства клуба финансирования нет.
После этого стало окончательно понятно, что наша команда образца сезона 2019–2020 годов, видимо, не вписывается в планы Общества «Динамо», не нужна или попросту мешает кому-то.
Тем не менее считаю, что за прошедшие два года мы не уронили чести «Динамо», показали, что умеем работать в условиях бюджетных ограничений, с молодыми ребятами и успешно решать задачи в рамках чемпионата России, завоевывать призовые места, неплохо выглядеть на европейской арене.
Видимо, именно поэтому наш Динамовский подход оказался неуместен в существующей системе российского водного поло, стал лакмусовой бумажкой для всего российского водного поло, особенно в отношении, например, работы с юношами, абсолютно слабой в нашей стране.
В ватерпольном «Динамо» было человеческое отношение к игрокам, кто бы что, не говорил. Как пример, Иван Сучков, который получив травму в сборной лечился за счет «Динамо», а потом перешел в Казань. Он получал зарплату в период пандемии, будучи травмированным, за весь период набежало около двух миллионов, которые нам пригодились бы в 2020 году. Или Егор Васильев, которого мы взяли с очень плохим состоянием плеча из «Синтеза», и не будучи уверенными в конечном результате предоставили игроку возможности лечиться, восстанавливаться и тренироваться за счет «Динамо», предложили материальное пособие, а потом подписали с ним полноценный контракт. Ивана Васильева из «Балтики» тоже забрали с травмой, прооперировали, восстановили, подготовили игрока для сборной. Селекция у нас была показательная. Игроки, которые никогда не показывали ничего вразумительного, перейдя в «Динамо» стали демонстрировать приличный уровень. Это Экомазов, Чувилев, Усов или Шеин, который вышел на новый качественный уровень и стал кандидатом в сборную, а как по мне, так он лучший столб в России на данный момент, в том числе и по всем статистическим показателям.
В составе нашего клуба выступали выпускники московских школ и молодые игроки 2000–2001 годов рождения из Москвы, Киришей, Казани. За два года мы взяли серебро и бронзу чемпионата России, завоевали Кубок России. Значит можно не раздувать бюджет для достойных результатов во внутреннем чемпионате. Не нужно для победы в Кубке России скупать всех самых дорогих игроков сборной. Доказали, что можно не платить за участие в Еврокубках, что нет необходимости подписывать дорогостоящих легионеров, при этом можно выбивать из международных турниров команды с гораздо большим бюджетом, особенно при европейском судействе, которое весьма отличается от нашего российского, «объективность» которого уже давно является предметом предварительных договоренностей с учетом «авторитетных» предпочтений о желательном исходе матча.
Получается, что в сегодняшних реалиях российского водного поло молодая и перспективная команда, показывающая, как можно за счет правильной постановки работы обыгрывать грандов, в которых вкладываются колоссальные деньги, никому не нужна.
И последнее. Еще прошлом сезоне в высшем и первом дивизионах российской ватерпольной лиги выступало 15 команд. В новом же сезоне (2021-2022) их осталось уже только девять. Еще раньше, в предыдущие годы только в Москве прекратили свое существование ватерпольные команды мастеров Торпедо, Москвич, АЗЛК, МЭИ, МВТУ, МГУ и легендарная команда ЦСК ВМФ. К сожалению, сегодня в числе выбывших клубов оказалось и московское «Динамо».
Деградация мужского водного поло в России продолжается.
Источник: Пресс-служба ВП «Динамо» Москва.
Водное поло -моя жизнь !